Аллея звёзд — Валдис Пельш - музыкант

Валдис Пельш - музыкант, шоумен, актёр, телевизионный ведущий, документалист
Валдис Пельш - музыкант, шоумен, актёр, телевизионный ведущий, документалист

ЦИТАТЫ:
«Сейчас я летел из Ташкента. Вышел пилот, бросив штурвал, естественно. Это была авиакомпания Узбекистана, поэтому об этом можно рассказывать. Он подошел, сказал: «Мне очень нравится ваш фильм про Эверест, я его несколько раз пересматривал». И это потрясающе приятно, когда житель другой страны смотрит твои фильмы, и ты понимаешь, что ты звезда международной величины.»
«Мне кажется, КВН, рано или поздно, чтобы быть востребованным, к этому придет. И это на самом деле хорошо, он должен быть таким неудобным, колючим, ежеватым.»
«Это Андрей Макаревич, он вас приглашает к себе в гости и начинает рассказывать «Со мной мой верный акваланг…» Он рассказывает и рассказывает, он ни к чему не призывает вообще. И в какой-то момент ты идешь сам, даже ничего не спрашиваешь, ты находишь дайв-центр, где тебя обучат. Благодаря рассказам этого великого человека я пристрастился к дайвингу.»

ИНТЕРВЬЮ:

УТРЕННЕЕ ШОУ: Ребята, с добрым утро!

УТРЕННЕЕ ШОУ: Здравствуйте!

УТРЕННЕЕ ШОУ: Давайте пободрее и повеселее подгребайте к нам в компанию. Пятница у нас нарисовалась, гость обалденный в студии тоже нарисовался. Это один из основателей рок-группы «Несчастный случай», ведущий телевизионных суперпрограмм «Угадай мелодию» и «Розыгрыш» Валдис Пельш!

Пельш: Да!

УТРЕННЕЕ ШОУ: Начинаем разговор-то! Зачем мы тут собрались?

Пельш: Зачем?

УТРЕННЕЕ ШОУ: Помимо кино и путешествий, вы продолжаете заниматься телевидением. Программа «Угадай мелодию» никуда не делась. И также музыкой занимаетесь. Периодически появляетесь на сцене. Хотел спросить, как удается, как время находите, как совмещаете это все дело?

Пельш: Вы очень наивный человек. Вам звезды, которые приходят, всегда льют в уши: «Мне вот так не хватает двадцать пятого часа в сутках». Времени валом! Вы все успеваете! Я сегодня сюда приехал на полчаса раньше, потому что я все успел. А мне еще нужно было в психдиспансер, в психологическую клинику заехать, справку получить, что я нормальный.

УТРЕННЕЕ ШОУ: А это так?

Пельш: Если у вас есть разрешение на оружие, то вы должны продлевать этого разрешение. А для этого нужно все время получать справку, что вы нормальный.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Сейчас действительно ваши поклонники стали привыкать не только к тому, что вы ассоциируетесь с программой «Угадай мелодию», с группой «Несчастный случай», но еще и с документальным кино.

Пельш: И это очень радует. Сейчас я летел из Ташкента. Вышел пилот, бросив штурвал, естественно. Это была авиакомпания Узбекистана, поэтому об этом можно рассказывать. Он подошел, сказал: «Мне очень нравится ваш фильм про Эверест, я его несколько раз пересматривал». И это потрясающе приятно, когда житель другой страны смотрит твои фильмы, и ты понимаешь, что ты звезда международной величины – ВЕДУЩИЩЕ, АВТОРИЩИЩЕ и ПРОДЮСЕРИЩЕ.

УТРЕННЕЕ ШОУ: В нашей жизни прошлый год был сумасшедший, много ограничений. Какие-то проблемы возникли в вашей жизни? За последний год сильно мешают эти нюансы в работе именно документалиста?

Пельш: Мы остановили два проекта больших. Они были связаны с поездками по всему миру. И на данный момент они до сих пор находятся в резерве. Мы сняли проект «Планета Земля. Увидимся завтра». Это ковид нам навеял. Это фильм о будущем Земли. В частности, в постпандемийную эпоху. Его уже показал «Первый канал», а сейчас он лежит в Youtube.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Вернемся в прошлое. В середине 90-х вы такой яркий, зажигательный, сразу влюбили в себя публику. Более того, ваша программа «Угадай мелодию» вошла в Книгу рекордов Гиннесса в определенный момент, когда шоу одновременно смотрели 132 миллиона человек. А как дело обстояло с поклонницами? Досаждали подарками, в подъезде караулили?

Пельш: Очень слабо. Я, конечно, завидовал «Иванушкам International». В 97-ом начался их старт. Я даже думал, может, что-то написать в подъезде, чтобы все думали, что я тоже не лыком шит. Но меня это как-то обошло стороной. Меня узнавали, у меня была другая фишка. Ко мне привязывались. Вот я иду по улице, а на встречу идет человек. Я вижу по глазам, он меня опознал. Дальше я понимаю, что сейчас происходит в его голове. Он думает: «Надо сейчас какую-то шутку». И я по его зажигающимся глазам вижу, как она рождается. Вижу, как он ее родил. Остается метра два. Он притормаживает и говорит мне: «Угадай мелодию!»

УТРЕННЕЕ ШОУ (АААААААХАХАХАХ!!!!!! ААААХА!!!)

Пельш: Дико смешная шутка, подойти к ведущему «Угадай мелодию» и сказать ему «Угадай мелодию!». Другое дело, он не знает, что он только сегодня пятый! У меня был счет, после 94 я сбился.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Не за один же день?

Пельш: Нет.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Но шутка-то нравится?

Пельш: Шутка нравится до сих пор!

УТРЕННЕЕ ШОУ: Угадай мелодию!

Пельш: Ну тебе-то куда?

(смеются)

УТРЕННЕЕ ШОУ: Мы уже коснулись вашей работы в документальном кино. На «Первом канале» второго июня вышел фильм «Планета Земля. Увидимся завтра». Чуть-чуть мы эту тему зацепили. Автором сценария выступила знаток элитарного клуба «Что? Где? Когда?» Елена Потанина.

Пельш: Мы вместе писали эту историю. Я автор и она автор.

УТРЕННЕЕ ШОУ: А как работать вообще в соавторстве с умной женщиной?

Пельш: Надо быть просто умнее ее.

(смеются)

Пельш: Если ты проигрываешь ей в эрудиции, то ты должен сидеть, открыв рот. А если ты выигрываешь в эрудиции, то тебя слушают, открыв рот.

УТРЕННЕЕ ШОУ: А кто победил?

Пельш: Победило кино. В результате получилась неплохая работа. У руководства «Первого канала», я знаю, есть идея разрезать это кино на фрагменты и в «Док-токе» показать, провести обсуждение. Как тебе такие фишки, Илон Маск? Давай встретимся лет через 30? Хотя, конечно, в Youtube в комментариях нам прилетает, что, мол, чего вы, ребят, загнули в очередной раз. Сначала про Арктику загнули, «…Увидимся завтра», а сейчас «Планета Земля. Увидимся завтра». Но мы не унываем, хотим цикл сделать. На самом деле говорить о будущем, узнавать, какие прорывные технологии уже проходят тестовые испытания – это очень классно.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Вы же продолжаете принимать активное участие в жизни КВН. Когда вы в нем выступали и нынешний чем отличаются? И когда было больше запретных тем?

Пельш: Запретных тем, я думаю, больше сейчас. Мы их сами себе устанавливаем, говорим: «Про это не надо». Я не пишу домашние задания КВН-вские, шутки не пишу. Я вижу, что КВН стал пресноватым. Я не могу советовать Александру Васильевичу, как делать КВН. Мол, Александр Васильевич, все у вас неправильно! Отойдите в сторонку, я сейчас за этой стойкой постою и вам все покажу. Такого быть не может. Но, мне кажется, КВН, рано или поздно, чтобы быть востребованным, к этому придет. И это на самом деле хорошо, он должен быть таким неудобным, колючим, ежеватым.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Вы снимаете свои фильмы в довольно-таки экстремальных условиях. Для чего, наверное, все-таки требуется какая-то подготовка. Вы тренировки какие-то проходите перед тем, как на Северный Полюс, на Южный отправиться?

Пельш: Чтобы себя комфортно чувствовать на высоте, проходили гипоксическую подготовку в Москве.

УТРЕННЕЕ ШОУ: А что это такое?

Пельш: У вас гипоксическая палатка, она герметична. Вы в нее залезаете на ночь и включаете генератор. То есть вы спите «на высоте». Начинаете с двух, а через 20 дней вы спите на пяти тысячах метров. У вас беговая дорожка, в маске. И в финале этого курса вы должны полтора часа продержаться, чтобы у вас не вырубило сознание. Если на вас сейчас надеть такие маски…

УТРЕННЕЕ ШОУ: Не надо!

Пельш: …на четвертой-пятой минуте потеряете сознание.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Спасибо большое!

Пельш: На самом деле, на третей. Это я был к вам добр! Когда мы снимали фильм «Большой белый танец» о большой белой акуле, то четыре основных главных действующих лица в фильме – это я и Яна Чурикова, Леша Макаров и Аня Ардова. Они никогда не ныряли с аквалангом. Естественно, Аня и Леша проходили подготовку. Мы не могли позволить себе ими рисковать.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Про дайвинг и парашютный спорт. Откуда у вас возникла тяга к дайвингу?

Пельш: Это Андрей Макаревич, он вас приглашает к себе в гости и начинает рассказывать «Со мной мой верный акваланг…» Он рассказывает и рассказывает, он ни к чему не призывает вообще. И в какой-то момент ты идешь сам, даже ничего не спрашиваешь, ты находишь дайв-центр, где тебя обучат. Благодаря рассказам этого великого человека я пристрастился к дайвингу.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Недавно был юбилейный концерт легендарного нашего композитора Александра Зацепина. Скажите, что для вас лично музыка Зацепина?

Пельш: Очень хорошая музыка. Он написал огромное количество прекрасной музыки, он в добром здравии, в трезвом уме, ему 95 лет.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Он у нас был в гостях.

Пельш: Дай ему бог еще многие и многие лета. Надо сказать, что им по-прежнему двигает творчество. Потому что готовятся мюзиклы, сейчас репетируются – его авторства. Это человек абсолютно счастливый. Потому что в свои 95 он продолжает активно трудиться, он востребован. Все артисты чуть ли не в пол падали, в ноги кланялись. И в этом не было какой-то лести, это было абсолютно оправданно. Вышел на концерт Зацепина, поклонись в ноженьки!

УТРЕННЕЕ ШОУ: Когда Александр Сергеевич у нас здесь был в гостях на Ретро FM, он меня поразил тем, что играет практически на всем. Он достал из кармана обыкновенную расческу. И нам на ней выдал определенные мелодии, что привело нас в состояние восторга дикого.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Вы совместно с группой «Несчастный случай» выпустили музыкальное youtube-шоу.

Пельш: Это не youtube-шоу. Это отдельно стоящая история. История двух песен в каждом выпуске, написанных по поводу одного и того же события. Или по поводу одной и той же профессии, или одним и тем же человеком, но в разное время. Темы и песни, которые сталкиваются. Там рассказываются истории создания этих песен, истории их появления.

УТРЕННЕЕ ШОУ: А по какому принципу вы отбираете музыкальный материал?

Пельш: Это истории. Истории, которые перетекают друг в друга. Каждая песня саранжирована по-новому обязательно. Абсолютно убыточно с точки зрения денег, потому что все работают бесплатно, и нам хватает еле-еле чтобы закрыться там и арендовать технику. Но при этом у всех горят глаза, вот уже четыре выпуска в эфире.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Можно прийти в качестве зрителя посмотреть?

Пельш: Да, но нужно купить билет, на сайте группы «Несчастный случай» вся информация есть.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Тут слушатели выстраиваются в очередь, чтобы с вами пообщаться. Первая в очереди Алина из Москвы, она до нас дозвонилась.

Пельш: Ух ты, Алина, здравствуйте!

Алина: Доброе, конечно, утро! Валдис, теперь вы в документалистике. Как вы выбираете сюжеты для своих будущих фильмов?

Пельш: На самом деле, их жизнь подсказывает. Все наши фильмы жизненные.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Это понятно, но это же надо видеть.

Пельш: Я сидел на веранде, смотрел на небо, думал, что интересно, наверное, рассказать людям, как покоряются горы. Потому что, как мне кажется, многие чего-то не знают в отличие от меня.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Многие ничего не знают!

Пельш: Я-то думал, что я всё знаю. Я подумал, что, конечно, тогда надо снимать про Эверест. Потому что, если я скажу, что будем снимать фильм про восхождение на Канченджангу, вы скажите: «Кудамгу?» А Эверест – это все понимают.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Коснемся немного ваших студенческих лет. Такие интересные были годы, с Алексеем Кортневым, вы даже снимали клипы для группы «Несчастный случай». Тогда ведь не густо было с телевизионным оборудованием. Камеры так просто на дороге не валялись. Где брали?

Пельш: На ворованных камерах… Ну, то есть как… Она не ворованная. Камера выезжает в Москву на работу…

УТРЕННЕЕ ШОУ: Профессиональная с телевидения?

Пельш: Да. Но она вечером на склад не возвращается. Она вернется утром. Это стоит денег. Но это дает возможность тебе получить профессиональное изображение, плюс профессиональный оператор, который опекает камеру. И по ночам в студенческом театре МГУ мы снимали наши клипы. Вечером заходили, утром выходили. Мы их монтировали точно так же, в ночные смены монтажа. Когда монтажка была свободная.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Тоже по блату?

Пельш: Да.

УТРЕННЕЕ ШОУ: А у вас там был человек прикормленный?

Пельш: Просто за деньги.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Но надо же знать, кому давать.

Пельш: Естественно. Надо было знать, кто и что. Нам заказывали пропуски на телецентр, мы приходили с Лешкой, садились в монтажку, монтировали. А потом несли куда-нибудь показать. Во «Взгляде» показывали наши клипы. Это было очень круто!

УТРЕННЕЕ ШОУ: Но брали-то бесплатно?

Пельш: Естественно. Единственное, глобальная лажа… Во «Взгляде» сначала наш клип показали, потом нас пригласили спеть песню. Я утром еду на следующий день и понимаю, что за люди в метро, почему они меня не узнают? Я вчера там… А они здесь… Вы чего?!?!

УТРЕННЕЕ ШОУ: Вот это подстава, я хочу сказать!

Пельш: «Я пойду что-то менять в вашем телевидении!», - сказал я тогда. И что вы думаете? Ровно через пять лет пришел и поменял! Не раньше.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Вы как-то рассказывали, что в МГУ при смене коммутатора в лифте можно было позвонить практически в любую точку мира.

Пельш: Менялся университетский коммутатор. И его случайно подключили к междугородней и международной связи. И вдруг все узнали, что из обычного телефона, который в лифте для экстренной связи, можно позвонить куда угодно. Я в Латвию звонил. Кто-то звонил в Болгарию. В Америку – пожалуйста. Была автоматическая связь. И пришли огромные счета в университет за международную связь. И выяснилось, что коммутатор нельзя перенастроить сразу, на его перенастройку нужно несколько недель. И всю эту неделю все технические работники бегали по этажам и гоняли из лифтов студентов.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Не мучает сейчас совесть?

Пельш: Абсолютно нет!

УТРЕННЕЕ ШОУ: А сейчас, когда бываете в МГУ, вы рассказываете эту историю студентам?

Пельш: Я ее и в фильме засветил про Московский университет «Самый умный в мире небоскреб». Я это там рассказываю и там говорю, что я звонил маме в Ригу!

18.06.2021